Суббота, 27.04.2024, 10:45

Сайт Дома детского творчества № 1

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Какое направление в ДДТ № 1 посещает Ваш ребенок
Всего ответов: 25
Мини-чат
200
Статистика

На сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Колонка директора

Корнеева Татьяна Анатольевна
 
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
 

 

            Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Воспитание достойного человека – процесс очень сложный и длительный, не под силу многим и многим семьям. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мама – хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере.

Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги.

            При анкетировании состояния и воспитания в семье детей школьного возраста родители называют 7 причин трудностей:

1. Недостаток материальных средств

2. Недостаток времени

3. Недостаток педагогического опыта

4. Плохие жилищные условия

5. Влияние неформальных групп

6. Отсутствие помощи со стороны школы

7. И лишь в последнюю очередь – неблагоприятная ситуация в семье.

            Очевидно, что большинство родителей уверены, что воспитании. их детей мешает государственная политика, экономика, другие причины, а не внутрисемейные отношения. А вот дети (особенно старшего возраста) называют своей большой проблемой взаимоотношения в семье. Отсюда все беды:  и наркотизация, и ранние половые связи, и аборты, и т.д. Все это от того, что между родителями и детьми стена непонимания, отчуждения, нередко враждебности. Родители часто не могут найти объяснение этому и обвиняют детей в том, что они не слушают их, не понимают.

            Но видеть эту стену начинают сами родители, когда ребенок еще мал. Дело в том, что в своих отношениях с детьми родители очень часто акцент делают на себе, на своих проблемах, на своей усталости, занятости. Вспомним себя. Когда последний раз мы читали ребенку книжку, когда поговорили откровенно?..

Нам некогда: надо проверять тетради, готовить ужин, гладить белье, у нас просто болит голова. И в ответ на настойчивую просьбу ребенка оказать ему знак внимания мы просто срываемся, от нас  исходит целый поток брани. «Да отстань ты!» - в сердцах кричим мы…

            Слишком часто бываем несправедливы по отношению к детям, срывая на них дурное настроение, или браним попусту, не разобравшись в причинах того или иного поступка, или наказываем за невольные ошибки. Этим создаем путаницу, мешанину в уме и сердце ребенка, который думает не о том, верно ли он поступает, а о том, с какой ноги встали сегодня пап и мама, ребенок уже не знает, что вообще хорошо и что плохо.

            Русская поговорка утверждает: «Что птенец увидит в гнезде, то и возьмет с собой в полет». Те ценности, что в ребенка вложены семьей, то, что впитано с молоком матери, то и останется жизненным стержнем у человека на всю жизнь. Вот это и нужно доносить до родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, в других формах  общения с ними высветить огромную, наипервейшую роль семьи в воспитании ребенка. Ведь очень часто родители ответственность за воспитание со своих плеч перекладывают на школу. Но никакой школе процесс воспитания во всей его полноте не под силу, она может быть только подспорьем в этом нелегком деле.

            Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения, общения. Воспитывает в семье все: и отношения родителей друг с другом (доброжелательные или, наоборот, часто агрессивные), и отношения между всеми членами семьи, и семейные традиции, и прием гостей, и утренняя зарядка, и завтрак семейный или ужин (семьи пьяниц), все, поэтому в основе воспитания должна лежать любовь. А умеем ли мы любить своих детей? Ведь любить детей – это оберегать их от болезней, от стрессов, создавать благоприятные условия для нормальной жизнедеятельности. Именно семья обеспечивает ребенку психологический комфорт, или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности, одиночества, когда не к кому обратиться со своими проблемами и некому помочь, поддержать, подсказать.

            Исходя из результатов проведенного социологического исследования, можно дать несколько советов родителям во взаимоотношениях с детьми-старшеклассниками:

            - Как можно чаще проявляйте живую заинтересованность делами своего сына (дочери), чтобы он (она) постоянно чувствовали поддержку и заботу.

            - Убедите ребенка, что он может доверять вам, что вы всегда поймете его и поддержите в любой ситуации, и его проблемы не кажутся вам смешными.

            - Не подавляйте ребенка своим авторитетом. Пусть он почувствует себя личностью. Не занижайте его самооценку.

            - Откажитесь от практики постоянных запретов. Это может вызвать желание сделать наоборот, назло, в знак протеста.

Используйте метод убеждения.

            - Постарайтесь строить доверительные отношения со своим сыном или дочерью, просвещайте их по вопросам интимной жизни, во избежание извращенного, неправильного восприятия этой сферы человеческих отношений.

            И всегда нужно помнить, что родители – пример детям, что родительский авторитет незыблем, если же взрослые демонстрируют ребенку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.
 
14.10.2008 г.
 
Директор МОУ ДОД "Дом детского творчества № 1"
Корнеева Татьяна Анатольевна