Мой дедушка, Цаплин Петр Игнатьевич, родился в 1920 году, в многодетной семье, что, впрочем, не являлось редкостью в то время. Имея двух братьев и пятерых сестер, он не чувствовал себя одиноким, да и домашние обязанности были распределены в своем доме поровну, что позволяло получить образование.
Учился мой дедушка в школе №42 (ныне первая среднеобразовательная), обитая в интернате по пересечению Ленина и Дорожной улиц, так как семья жила в Суслово, и это не позволяло ездить в школу в городе.
В 1937 году дедушка, уже окончив школу, поступил в Балашовскую летную школу гражданской авиации, но, не проучившись в ней и два года, ушел: школу из гражданской сделали военным училищем, пришло новое начальство. Но как сказал мой дедушка: «Начальство было каким-то замученным, что как-то стало некомфортно» В этой школе дедушка обучался летать на таком самолете, как У-2, теперешний ПО-2. Кстати, страсть к полетам передалась и его двум сыновьям.
С 1939 г. дедушка учился в Иркутской военной школе авиационных механиков. Когда он уже выпускался, произошел один курьезный случай. Экзамены принимало несколько начальников. Первым был командир звена. Экзамены сдавались так, в самолете на переднее сиденье садился экзаменатор, а на заднее -выпускающийся. Деда делал положенный крен в 45 градусов, выполняя все в точности по указаниям обучающего его инструктора. Но первый начальник, произнеся: « Не сметану же везешь!», показал, как надо, лихо, закручиваясь в спирали, с огромной скоростью рассекая воздух. – Ну, раз так надо, значит надо!- решил мой дедушка, собираясь сдавать экзамен следующему начальнику. Странно, но почему-то второй не оценил размах его полета, через две минуты с побелевшим лицом, через плечо, спросив: « Ты что, выбросить меня хочешь?!.» Но что поделать - разные метлы метут по-разному.
Шла Великая Отечественная Война. Деда по распределению отправили служить на Дальний Восток в запасную армию под Хабаровск. Попал на русско-японскую войну, работал на транспортном самолете ( ИЛ-2 и СБ) борт механиком, отвечая за устройство машины. Экипаж из четырех человек занимался перевозкой боеприпасов, оружия и десантных отрядов, высаживая их в строго назначенное место.
В 1946 году дедушку демобилизовали, и он вернулся обратно в Мариинск. Из-за возраста экстерном закончил педагогическое училище и устроился работать учителем рисования и черчения во вторую школу, иногда подменял учителя геометрии.
После школы перешел работать в педучилище - преподавать живопись. Встретил мою бабушку, и в 1953 году они поженились. Вскоре родился мой дядя, а вслед за ним и папа.
Надо сказать, мой дедушка всесторонне развитый человек. Он всю жизнь вел здоровый образ жизни, занимался спортом, а особенно любил волейбол. Даже сейчас, в возрасте 87-и лет, он каждый день ходит пешком.
Многие ученики деда, занимавшиеся с ним живописью, стали видными людьми, но никогда не забывали своего учителя. Я помню, что особенно часто приезжал его ученик, В. М. Пивкин, заслуженный архитектор СССР. Часто писали друг другу, обменивались фотографиями. Память.
Лично для меня деда был первым учителем. Я ходила в детский садик и уже знала, где север, а где юг. Каким цветом снег, что такое куб, а что - квадрат. Я как орешки щелкала задачки, ребусы и разгадывала загадки. А в восьмом классе, когда у меня возникли проблемы с черчением, он с такой любовью и жаром стал мне объяснять тему, что она до меня мгновенно дошла.
Я очень-очень люблю своего дедушку, который для меня является примером в жизни.
Цаплина Мария,
МОУ ДОД «Дом детского творчества №1»,
г. Мариинск Кемеровской области
Руководитель: Корнеева Татьяна Анатольевна
|